Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

бубер мартин

Энциклопедический словарь

БУБЕР Мартин - БУ́БЕР (Buber) Мартин (Мардохай) (1878-1965), еврейский религиозный философ и писатель, близкий к диалектической теологии (см. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ) и экзистенциализму (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ). Жил в Германии (до 1933) и Израиле. Центральная идея философии Бубера - бытие как «диалог» (между богом и человеком, между человеком и миром).

Энциклопедия Кольера

БУБЕР Мартин (Buber, Martin)

(1878-1965), еврейский философ и деятель образования, один из величайших мыслителей 20 в. Известен также как переводчик и комментатор Библии и теоретик сионизма. Родился в Вене 8 февраля 1878. Вырос в Лемберге (ныне Львов). Получил образование в университетах Вены, Берлина, Цюриха и Лейпцига. С 1901 был редактором сионистской газеты "Ди вельт", затем стал одним из основателей издательства "Юдишер ферлаг" и Еврейского национального комитета. Основал ежемесячник "Дер юде" ("Der Jude", 1916). В 1933 возглавил Центр еврейского образования во Франкфурте-на-Майне. В 1938 эмигрировал в Палестину. Был профессором Еврейского университета до 1951, первым президентом Академии наук Израиля в 1960-1962. Ключевым моментом формирования философских взглядов Бубера является переход от мистицизма к религиозному экзистенциализму, от идеи "слияния" человека с божественнымп началом к идее "встречи" человека с Богом, предполагающей отдельное существование и "диалог" обеих сторон. Эта отдельность не означает, однако, дистанцирования, отношения к Богу просто как объекту созерцания, размышления и поклонения. Подлинная встреча человека с Богом, как и человека с человеком, - это не отношение "Я - Оно", а отношение "Я - Ты". Эта мысль с необычайной глубиной и поэтической силой воплощена в самом знаменитом творении Бубера - Я и Ты (Ich und Du, 1923). Мировое Ты есть Бог, и только если человек способен предстать перед Божьим Ты, он способен возлюбить Ты тварных существ. Иначе отношения людей деградируют до уровня Я - Оно, обращения с человеком как объектом манипулирования, средством достижения целей, и способны возвыситься до уровня Я - Ты лишь в редких случаях сильной любви или идеальной дружбы, когда во встречу человека с человеком вовлечена вся полнота их существования. В книге Между человеком и человеком (Between Man and Man, 1947) рассматриваются социальные и педагогические аспекты этой философии человеческих взаимоотношений. Принцип Я-Ты, т.н. "диалогический принцип", Бубер использует и в интерпретации Библии. В работах Учение пророков (Торат ха-неви'им, 1942) и Моисей (Моше, 1945) отношение Бога и Израиля рассматривается как диалог, в котором Бог обращается к человеку и человек внимает Слову Божьему. "Диалогический дух" библейского мироощущения Бубер противопоставлял греческому "монологизму". Диалогическое отношение в Библии понимается как экзистенциальная встреча человека и Бога. Позднее Бубер обнаружил, что диалогический принцип уже применялся хасидскими мудрецами и входил в традицию позднего иудаизма. Хасиды, как и Библия, подчеркивали момент непосредственности, спонтанности встречи, открытости Богу и говорили о прямом контакте с Ним. Исследования Бубером хасидизма были изложены в целом ряде его произведений. Как один из первых сионистов Бубер надеялся, что его философские и религиозные принципы будут использованы в решении проблем Израиля, а также более широких проблем социальной и политической организации современного мира. В работах на эту тему, в частности, в книге Пути в Утопию (Нетивот бе-утопия, 1947) он исследовал возможности применения диалогического принципа не только к отношениям индивидов, но и к человеческим общностям и миру в целом.

Умер Бубер в Иерусалиме 13 июня 1965.

ЛИТЕРАТУРА

Бубер М. Проблема человека. М., 1992 Бубер М. Я и Ты. М., 1993 Бубер М. Два образа веры. М., 1995 Бубер М. Хасидские предания. М., 1997

Полезные сервисы

бубер мартин (мардохай)

Энциклопедический словарь

Бу́бер Мартин (Мардохай) (Buber) (1878-1965), еврейский религиозный философ и писатель, близкий к диалектической теологии и экзистенциализму. Жил в Германии (до 1933) и Израиле. Центральная идея философии Бубера - бытие как «диалог» (между Богом и человеком, между человеком и миром).

Полезные сервисы